Цифровые сети: как диджитал-технологии трансформируют ДТЭК

19 января 2021, 14:48
Читати новину українською
СПЕЦПРОЕКТ

Количество отключений света у клиентов ДТЭК на пилотных участках упало в 3 раза всего за один год. Этого удалось достичь благодаря мониторингу электросетей дронами, 3D-модели сети и управлению ремонтными бригадами онлайн.

На данный момент ДТЭК (предприятие ДТЭК Сети) обслуживает почти 200 тысяч километров электросетей по всей Украине, которые требуют ежедневного тщательного обследования. Столь масштабную инфраструктуру, безусловно, поддерживать довольно сложно: спектр проблем здесь широк и в один миг решить их все невозможно. Но технологические решения могут помочь своевременно выявлять проблемные места и оптимально использовать ресурсы, таким образом существенно улучшая ситуацию.

Примечательно: На шахте ДТЭК внедрили цифровую систему позиционирования для повышения безопасности шахтеров

Что делает ДТЭК, чтобы поддерживать электрические сети в хорошем состоянии, и чтобы аварии не приносили неудобств потребителям, – об этом в материале издания BusinessViews.

Работа инженеров максимально переведена "в цифру"

Как было раньше: ручное управление бригадами и бумажные отчеты

Вот как выглядел рабочий день инженера и команды, которая его координирует, раньше. Ремонтная бригада утром приходила в офис, получала от операторов список задач (на бумажке) – что и где необходимо отремонтировать, отправлялась на объект, исправляла неполадки и ехала на следующий объект. Если в течение рабочего дня случалась другая авария, диспетчер обзванивал разных инженеров, чтобы узнать, кто чем занят, кто где территориально находится и кого можно направить на место этой аварии. Во время работы сотрудникам нужно было заполнять бумажные отчеты о проделанной работе, вечером занести их в офис и только после этого ехать домой.

Как видим, в этой организации рабочего процесса есть что улучшать. Поэтому ДТЭК автоматизировал работу своих ремонтных бригад. На данный момент в Киеве, но в будущем такую практику распространят и на другие регионы. Вот как обстоят дела сейчас.

Сейчас: управления задачами стало на 100% цифровым

Все заявки на работы собираются в дата-центре. Список задач формируется онлайн и приходит на планшет или смартфон каждой ремонтной бригаде. Приезжая на место, работник в приложении отмечает где он находится, диспетчеры видят эти данные и могут эффективно перенаправлять сотрудников на новый объект, если надо. Отчет о выполненной работе вместе с фото и описаниями тоже отправляется в офис через приложение. Онлайн можно проверить наличие деталей на складе и отметить какие из них использованы во время ремонта.

Такая цифровизация рабочего процесса позволила сэкономить 1 час ежедневно, который раньше тратился на заполнение бумаг, и н а 10-15% уменьшить время отключений клиентов во время аварии. Кроме того, это хороший задел на будущее: в 2021 году этот проект будет масштабирован и запущен в Днепре.

Цифровые сети: как диджитал-технологии трансформируют ДТЭК / Фото ДТЭК

Создается 3D-модель всех электросетей для их анализа с помощью искусственного интеллекта

Недостаточно оперативно решать проблемы, нужно сделать так, чтобы уменьшить их количество. Для этого ДТЭК запустил проект создания модели сетей, которые обслуживает, чтобы видеть и анализировать их состояние в режиме реального времени. Сейчас проект работает в Днепропетровской области.

Специалисты ДТЭК и до этого постоянно осуществляли мониторинг линий электропередачи. Но это происходило не так быстро. Например, бригада из двух человек может в день обойти порядка 5 км, поскольку возле каждого столба нужно остановиться, осмотреть его и составить бланк проверки. А вот увешанный камерами и датчиками дрон – в разы эффективней. Он сканирует состояние линии электропередачи и опор, передает данные на сервер, где их обрабатывает программа для распознавания дефектов. В ее основу положена искусственная нейросеть. Она, во-первых, создает карту сетей, а во-вторых понимает, что и где сломалось или может поломаться в ближайшее время и формирует рекомендации относительно ремонта.

Благодаря этой технологии появилась возможность обследовать за день в 2,5 раза больше сетей, чем это можно было сделать пешком. Например, у ДТЭК есть случай, когда после обследования 500 километров сети техника обнаружила 916 дефектов изоляции, а при пешем осмотре люди обнаружили 176.

За год на участке Днепровских сетей, где пилотно использовалась технология, количество аварий уменьшилось в 3 раза. К 2025 году будет построена 3D-модель всей электросети. Это все равно что создать профиль сети в Facebook, в котором будет видна вся история ее жизни. А время аварийных отключений клиентов от сети уменьшится на 10-15%.

ДТЭК уже инвестировал в свою программу MODUS по цифровой трансформации 350+ миллионов гривен.

ДТЭК – лидер цифровой трансформации украинской энергетики. Наша глобальная цель – это трансформироваться в цифровое предприятие, где люди и технологии эффективно сотрудничают, работают новые бизнес-модели и процессы, сформированы цифровая культура и сотрудники открыты к новому и готовы экспериментировать. Мы верим, что это возможно уже в перспективе 2025+ года,
– отметил Дмитрий Осыка, руководитель ІТ и программы MODUS по цифровой трансформации ДТЭК.

Всего запланировано три волны (две уже запущено) с более чем тремя десятками проектов, которые охватывают не только поставку электроэнергии, а и ее производство, добычу угля, HR, логистику и другие направления бизнеса. Цифровые сети — это направление первой волны, в целом для цифровизации сетей запущено шесть проектов.