Допустим, у вас есть идея для стартапа и вы убеждены, что она станет революцией и принесет миллионы. Однако, статистика – вещь упрямая: 3 из 4 стартапов прогорают в первые три года существования. Что делать, чтобы попасть в меньшинство и достичь успеха? Прежде всего – считать деньги. Именно для этого предназначен метод unit-экономики, рассказывает vc.ru.

Читайте также: Биткойн снова превысил 12 000 долларов: почему он будет расти дальше

Что это такое

Юнит-экономика (unit economics) – это метод, позволяющий просчитать прибыльность бизнес-проекта с помощью оценки доходности отдельной единицы товара или одного клиента. Другими словами, это новый подход к оценке эффективности бизнес-модели на этапе стартапа. Важно: бизнес-проект станет успешным только при условии, что отдельная единица товара или услуги приносить прибыль.

Алгоритм действия механизма Unit

  1. Клиенты покупают продукт, вы получаете средства от потока.
  2. Один клиент – один "юнит" (единица расчета).
  3. Считаем затраты на обработку одного юнита и средства, которые он нам принес – получаем четкое понимание о его доходность.
  4. Рассчитываем то же для потока клиентов и получаем четкий прогноз для целой компании.

Обратите внимание: понятие "юнит" зависит от специфики бизнеса. Оно касается не только определенного клиента – человека или компании, которые заплатили деньги за продукт. К примеру: если вы продаете информацию "юнитом" может выступать подписчик или рекламодатель.

Какие возможности открывает unit-экономика?

  • оценить эффективность основных каналов продаж
  • посчитать стоимость и рентабельность привлечения клиента
  • найти точку безубыточности
  • просчитать возможный доход от инвестирования
  • проанализировать перспективы компании

Одним из наиболее ценных преимуществ юнит-метода является возможность определить перспективы бизнеса еще на этапе идеи. Так, юнит-экономику рекомендуют применять во время запуске стартапа и привлечения потенциальных инвесторов.

Расчеты в 2 шага

  1. Используем базовую формулу микроэкономики – расчет прибыли:
  • Переменные расходы – это себестоимость вашего продукта.
  • Постоянные расходы – это начальные инвестиции в бизнес. Теперь берете цену продажи своего продукта, вычитаете переменные затраты – получаете прибыль с одной единицы товара. Далее делите постоянные расходы на полученный результат: в итоге вы увидите, сколько юнитов нужно успешно реализовать, чтобы покрыть расходы и выйти в плюс.
  1. Теперь учитываем реалии: берем за юнит не единицу продукта, а одного клиента или пользователя. Расчет выглядит следующим образом:
  • LTV – это общая сумма денег, которую вы получите с юнита за период сотрудничества. Чтобы ее посчитать, нужно умножить средний чек на срок жизни клиента.
  • CPA – стоимость привлечения клиента.

Основные вопросы, на которые следует найти ответ:

  1. Ваш бизнес в выигрыше от "юнита"?
  2. Этого достаточно, чтобы вовремя покрыть расходы и закрепиться на рынке?
  3. Вас устраивают полученные темпы развития?

В конечном итоге, юнит-экономика – удобный и доступный метод оценки эффективности бизнеса. Важно осознать, что это довольно простой механизм, который не стоит усложнять. Он дает нам все необходимые инструменты, чтобы оценить ситуацию в целом и спрогнозировать развитие стартапа. Минимальное время на расчеты – четкое представление о ближайших перспективах бизнеса.