Несмотря на то, что в то время было соперничество между США и СССР, американская компания безалкогольных напитков смогла построить заводы на территории Союза и продавать миллиард порций в год.
Интересная история Эффект иллюзии: как художники перехитрили захватчиков во время мировых войн
Американская выставка в Москве
В 1959 году тогдашний президент США Ричард Никсон приехал в Москву на выставку, где он встретился с советским лидером Никитой Хрущевым.
Американская национальная выставка была организована с целью популяризации своего искусства, моды, автомобилей и капитализма. Среди прочего, там был смоделирован целый американский дом, наполненный современными удобствами и рекреационными устройствами, такими как стиральная машина, пылесос и цветной телевизор.
Именно там, стоя в макете американской кухни, два лидера вели бурные дискуссии по поводу достоинств и недостатков коммунизма и капитализма.
Ричард Никсон и Никита Хрущев на выставке в Москве / Фото Аmusing Рlanet
Пепси и Хрущев
Позже Никсон подвел Хрущева к кабинке, где выдавали Пепси, и дал ему стакан коричневого газированного напитка, которого русский никогда раньше не пробовал.
Киоск Pepsi имел 2 разные версии напитка – одну, изготовленную из американской воды, а вторую – с советской. Хрущев заявил, что тот напиток из русской воды, был явно лучшим и "достаточно освежающим". Попивая пепси, он приглашал своих коллег угоститься сладким напитком. Тем временем фотографы фиксировали все, что происходило. Эти снимки получили широкую огласку, когда их опубликовали по всей Америке и в Советском Союзе.
Хрущев пьет пепси, тогда как Никсон наблюдает, а Кендалл наливает еще один стакан / Фото Аmusing Рlanet
Все было спланировано
Никсон не случайно подвел Хрущева к автомату с пепси. Сделать якобы такой импровизированный шаг вице-президента США подговорил Дональд Кендалл, который на то время был руководителем корпорации Pepsi-Cola. Именно он подавал манящий напиток советскому лидеру.
Начальство Кендалла не слишком одобряло участие Pepsi на выставке в Москве, ведь считало, что попытка продать американский товар коммунистической стране – пустая трата усилий и денег. Поэтому накануне вечером Кендалл встретился с Никсоном, с которым он имел многолетнюю дружбу, и попросил о помощи.
Пепси за водку
13 лет спустя, в 1972 году, Кендалл заключил эксклюзивное соглашение с Советским Союзом, которое дало ему возможность зайти на коммунистический рынок. Однако была одна проблема – советская валюта ничего не стоила за пределами Союза. Кендалл предложил бартерную систему. В обмен на производство и продажу напитка в Советском Союзе Pepsi получила эксклюзивные права на дистрибуцию водки "Столичная" в США.
Продавец показывает бутылку водки "Столичная" / Фото Аmusing Рlanet
Рынок Pepsi быстро вырос и в конце 1980-х годов у компании было более 20 разливочных заводов по всему Союзу.
Как насчет военных кораблей
Каждый год в СССР выпивали миллиард порций газированного напитка. Это было не соразмерно с тем, сколько водки продавали в США. Поэтому Кендалл начал искать другие советские продукты для обмена.
Работники проверяют бутылки Pepsi на разливном заводе в Советском Союзе / Фото Аmusing Рlanet
Читайте также Продуктовый сервис Instacart стал одним из самых дорогих стартапов в США
Подростки празднуют окончание школы, Москва, 1981 год / Фото Аmusing Рlanet
В Союзе предложили военные корабли, которые были выведены из эксплуатации. Поэтому в 1989 году Кендалл подписал новое соглашение, согласно которому в собственность Pepsi перешли 17 подводных лодок, крейсер, фрегат и эсминец. Компания быстро продала их на металлолом. Только за каждую подлодку Pepsi получила по 150 тысяч долларов.